Воскресенье
13.07.2025
09:35
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт воспитателя Захаровой Елены
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие познавательного интереса старших дошкольников как условие успешного обучения в школе
«Развитие познавательного интереса старших дошкольников как условие успешного обучения в школе»
Современные требования нормативно – правовых документов ориентируют образовательный процесс на соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы. Анализ литературы отечественных и зарубежных учёных по проблеме готовности детей к школьному обучению позволяет выделить следующие показатели школьной зрелости: личностная и социально – психологическая, эмоционально – волевая, интеллектуальная, физическая готовность. Сформированность познавательных интересов – один из ключевых параметров успешного обучения в школе. Познавательная активность – активность, проявляемая в процессе познания, выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить её, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на вопросы, в проявлении элементов творчества. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес у дошкольников, создавая тем самым основу для успешного обучения в школе. В связи с введением Федерального образовательного стандарта дошкольного образования деятельность должна быть направлена на формирование целевых ориентиров дошкольника: развитие любознательности, интереса к изучению выбранной темы, формирование активного и доброжелательного взаимодействия с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач. Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми по формированию целевых ориентиров и развитию познавательного интереса является проектная технология. Исследовательская деятельность делает дошкольников активными участниками образовательного процесса, становится инструментом их саморазвития. Проектная технология позволяет изучить большой объём информации, соответствующий содержанию основной общеобразовательной программы, провести через все виды детской деятельности. Особенно ключевым моментом является возможность изучения той или иной темы в свободной деятельности. В проектной деятельности принимают участие не только дети и педагог, но и их родители. В этом и заключается особенность взросло – детского проекта. Совместный сбор материалов раскрывает творческие способности детей, активно вовлекает родителей в образовательный процесс. Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей и обладает целым рядом характеристик, оказывающих положительное влияние на развитие ребёнка – дошкольника. Прежде всего, расширяются знания ребёнка о различных областях действительности. Во многом это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные, регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его в доступной системе средств, навык определения этапов его реализации, следование задуманному плану. Отдельно стоит отметить, что уже в дошкольном возрасте ребёнок приобретает навык публичного предъявления своих мыслей, выраженных в конкретном продукте. Именно эти качества необходимы для успешного обучения в школе. Таким образом, метод проектирования является эффективным условием, позволяющим построить образовательный процесс с учётом интеграции образовательных областей, обеспечить преемственность между детским садом и начальной школой. В своей педагогической работе я пользуюсь проектной технологией. Разработаны и апробированы на практике различные проекты для старших дошкольников. Например, проект «Очарованные Бажовским Сказом» направлен на интеграцию следующих образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество. Дети, совместно с взрослыми осуществляют самостоятельный поиск информации в познавательной литературе о цветных камнях Урала, создают макет «Хозяйка Медной горы», осваивают новую технику – «пластилиновая живопись», планируют и оформляют прогулочный участок в соответствии с темой. Проект «Мы – юные редакторы!» интегрирует в себе образовательные области: коммуникацию, познание, здоровье. Итогом реализации проекта стала его презентация в форме выпуска и представления журнала «Рецепт долголетия». Ребята самостоятельно выбирали рубрики, темы для журнала, искали необходимую информацию, сами иллюстрировали, подбирали фотографии, проявляли творчество и заинтересованность работой. Проект «Летние путешествия» направлен на интеграцию образовательных областей: социализация, познание, коммуникация. Проект интересен тем, что ребята в ходе его реализации, отвечали на проблемные вопросы, самостоятельно сформулированные: где можно отдыхать летом, какие интересные места для отдыха существуют, как провели лето ребята в нашей группе? По результатам работы создан альбом «Книга летних путешествий». Проект «Вот какой я!» в большей степени направлен на социализацию, на осознание себя в мире людей, своих интересов, привычек, особенностей. Проект идеально подходит для изучения темы «Я в мире человек», отвечает всем программным требованиям. Проект «Моя родословная» направлен на социально – личностное развитие ребёнка. Ценность проекта состоит в осознании ребёнком понятий «семья», «предки», «родственные отношения», а также в выборе способа изображения родословной своей семьи и на активное участие родителей. Проект «Наше детство чудесное» подходит в рамках изучения темы «День Матери». Проект направлен на самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы о том, какой была мама в детстве, похожи ли детские фотографии, чем ребёнок похож на свою маму. Результатом работы является альбом и презентация «Наше детство чудесное!» Проект «Маленькая Мисс» направлен на развитие творческой самореализации девочек, на осознание своих достоинств, талантов. Кроме этого, каждая девочка сама выбирает творческий номер, вместе с родителями создаёт наряд или аксессуары из подручных материалов в соответствии с замыслом. Все свои способности девочки проявляют в конкурсе «Маленькая Мисс». Участие в конкурсе придаёт уверенности каждой девочке, раскрывает её творческие способности. Таким образом, можно сделать вывод, что использование проектной технологии в образовательном процессе позволяет эффективно решать задачи развития познавательного интереса, формирования целевых ориентиров и ведет к дальнейшей успешной социализации детей в школе.
Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3 изд., испр., и доп.-И.: Мозаика-Синтез, 2012 г.
2. Проектная деятельность старших дошкольников/ авт.сост. В.Н. Журавлева.-Волгоград: Учитель, 2009.
Категория: Мои статьи | Добавил: Элен (10.02.2014)
Просмотров: 1551 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск