Время проведения: апрель
Форма проведения: круглый стол
Цель: привлечение родителей к проблеме патриотического воспитания дошкольников.
Задачи:
1. Актуализировать представления родителей о патриотическом воспитании детей, повышение педагогической культуры родителей.
2. Активизировать и обогащать умения родителей осуществлять патриотическое воспитание детей.
3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки родителей.
4. Продолжать способствовать формированию дружного коллектива родителей.
Ход мероприятия:
Подготовительный этап
1. Приглашения на встречу:
«Уважаемые родители! Приглашаем Вас на беседу о патриотическом воспитании Вашего ребёнка. Полученные знания помогут Вам ответить на непростые вопросы ребёнка о войне» (Далее указывается время и место встречи)
2. Рисунки детей по данной теме
3. Подготовка оборудования и материалов:
*карточки – кирпичики, модель дома;
* видеописьмо детей (проблемные вопросы для обсуждения);
*буклеты: «Расскажите своему ребёнку о Дне Победы», «Чтоб Россия героев своих не забыла…»;
*мультимедийная презентация «Супер – герои есть!».
Вступительный этап
Воспитатель: В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с детьми становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Основная часть
Воспитатель: Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Методический приём «Дом». У Вас на столах «кирпичики», на которых нужно написать, что вы вкладываете в понятие «патриотическое воспитание». Собрав все «кирпичики», мы «построим дом» и выявим составляющие патриотического воспитания дошкольников, его ценность (обмен мнениями, «строительство дома из кирпичиков, на крыше – понятие «патриотическое воспитание»).
Воспитатель: Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает уже в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма. Центральным стержневым моментом, оказывающим наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств, является праздник, посвященный Дню Победы. У народа, который не чтит и не помнит свою историю – нет будущего. Поэтому перед нами стоит важная задача, донести до наших детей военную историю, рассказать о событиях, которые происходили на наших землях, посеять в детских душах любовь к миру и гармонии. Канун празднования Дня Победы, 9 мая, отличный повод для этого. Как вы думаете, нужно ли рассказывать ребёнку о войне? (обмен мнениями). Рассказывать ребёнку о военных событиях и войне однозначно стоит, своим молчанием Вы отнюдь не оберегаете детскую психику, а замалчиваете понятия, что такое хорошо, и что такое плохо. Просто в своём рассказе необходимо учесть и возраст ребенка – в зависимости от возраста должна быть информационная нагрузка. Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства, культивировать. И без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства. Не страшно, и даже неплохо, если ребенок немного поплачет, слушая рассказы о мальчике, погибшем на глазах у матери или о солдате, бросившемся с последней гранатой под фашистский танк. Такие эмоции не расстраивают нервную систему ребенка, они являются началом патриотических чувств.
Организация работы в микрогруппах
Сейчас мы попытаемся найти ответы на самые распространённые детские вопросы, обсуждая свои мнения в микрогруппах. А вопросы будут задавать сами дети (видеописьмо с участием детей группы)
Вопросы:
Почему люди воюют? Раз война велась с Германией, значит все жители страны – враги?
Почему война носит название Великая Отечественная?
Что такое война?
Как встречать праздник День Победы?
Что такое Георгиевская ленточка?
Родители обсуждают в микрогруппах, делятся мнениями, выбирают форму предъявления ответа (небольшая инсценировка, рассказ, творчество и т. д.)
Воспитатель: О Великой Отечественной войне написано много книг. Книги о войне нужно обязательно читать, через них передается память, уважение к подвигу. Дети, читая и сопереживая описанным страданиям и боли, поймут, как ужасна война и как хорошо, когда её нет. Для каждого возраста есть свои книги о войне (предложить родителям буклеты «Чтоб Россия героев своих не забыла…», «Расскажите своему ребёнку о Дне Победы»)
Воспитатель подводит итог ответов:
В том, что рассказывать о войне нужно – нет никаких сомнений.
Рассказывайте об известных и значимых событиях войны. Задача родителей – не напугать ребенка, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.
Читайте детям известные произведения («Мальчиш - Кибальчиш» А.П.Гайдара, «Сын полка» В.П.Катаева, «Дорогие мои мальчишки», «Памятник солдату», «Твои защитники» Л.А.Кассиля, «Девочка из города» Воронковой Л.Ф. и др.). Учите с ними стихи наизусть.
Смотрите вместе с детьми фильмы военной тематики, военный парад, концерты военной песни. Наличие единомышленников сближает и помогает глубже окунуться в военную эпоху.
Расскажите о ваших воевавших предках, поведайте истории высочайшего героизма солдат на этой Священной войне. Если есть возможность, познакомьте ребенка с ветеранами. Пусть он услышит рассказы очевидцев – они производят совсем другое впечатление.
Расскажите о детях Великой Отечественной войны. Ребенку постарше стоит рассказать о знаменитом дневнике Тани Савичевой. Этот дневник представляет собой скупые записи двенадцатилетней девочки, переживающей блокаду в Ленинграде, и содержит, фактически, только перечень смертей в ее семье. Последняя запись в нём: «Савичевы все умерли, осталась одна Таня».
Посетите с ребенком памятные места города. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Вы можете показать ребенку мемориалы, отвести его к Вечному огню, возложить цветы, рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне. Всё вместе это сложится в общую картину и понимание, осознание ребёнком своей принадлежности к Великой истории, вызовет чувство гордости за своих предков и стремление быть достойным их. Пройдут годы. Ваш повзрослевший ребёнок посадит на колени своих детей и расскажет им о войне. История будет продолжать жить в наших детях.
Подведение итогов собрания:
Разработка « Копилки полезных советов». Каждый участник родительского собрания оставляет совет, который, по его мнению, помог бы воспитать у ребёнка чувство патриотизма, записывает его на листочках, оформленных в виде детских ладошек.
Отзывы. Родители делятся впечатлениями, ответив на вопрос: что было полезным на сегодняшней встрече? (оформляют отзывы в специальном альбоме)
Заключительное слово воспитателя:
Закончить сегодняшнюю встречу я хочу строками стихотворения И. Чановой «От невозвратившихся»:
Окончились страшные беды
В далёком теперь сорок пятом.
Был май в ликованье Победы,
Домой возвращались солдаты.
Кто к дому, а кто и к руинам,
Где не было даже могилы,
Но словно в сказанье былинном
Для жизни брались где-то силы.
Сжимая до скрежета зубы,
Забыв лет военных усталость,
Со словом, порой просто грубым,
В развалах страна поднималась.
Мы знали, что будет не просто
Живым и оставшимся в силах.
Мы - ставшие песнею звёздной,
Над братской взлетая могилой.
Нас много - упавших на землю,
Не выплывших, взрывами - в клочья.
Мы звёздами сверху вам светим,
Вы видите нас ясной ночью.
Пусть небо вам будет лишь светлым,
Сердца ваши - счастью открыты.
Вы - мирного времени дети,
Живите! Дерзайте. Любите.
Далее запланирована мультимедийная презентация «Супер – герои есть!!!» (фотографии родственников, принимавших участие в Великой Отечественной войне под музыкальное сопровождение «От героев былых времён…» из к/ф «Офицеры», музыка: Р.Хозак, слова: Е.Агранович)
Заключение
Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Старшие дошкольники страдают дефицитом знаний о героическом прошлом нашей страны в годы Великой отечественной войны, участии членов семьи старшего поколения в Великой отечественной войне. Современные дети знают всё о звездных войнах, суперменах из мультфильмов, кинобоевиков и компьютерных игр. Война для них забавное шоу, приключение, игра. Однако о войне нужно говорить серьезно, с позиций гуманистических ценностей. Ребенок по своей природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. А тема Великой Отечественной войны может стать понятной детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Мы надеемся, что в данной методической разработке нам удалось приблизиться к решению этих сложных вопросов, показать родителям ценность патриотического воспитания детей, раскрыть ответы на детские вопросы, а с помощью презентации пробудить в сердцах родителей осознание того, что память вечна…История будет продолжать жить в наших детях!!!
Список использованных источников
http://www.moi-detsad.ru/
http://detsadd.narod.ru/
http://www.detsadclub.ru/
http://vospitatel.com.ua/
http://detsad-kitty.ru/
http://pedsovet.org/
http://nsportal.ru
http://www.maaam.ru/
http://dohcolonoc.ru/
http://vospitatel.com.ua/
|