В современном мире проблема социального развития детей становится одной из актуальных. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Во-первых, социализация – это адаптация личности к обществу путём усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок. Во-вторых, социализация – это формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создаётся новый социокультурный опыт. Нахождение человеком гармоничного соотношения этих двух сторон и обеспечивает его успешную социализацию.
Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих её решение, является детская субкультура. Детская субкультура – это всё, что создано в обществе для детей и детьми. Одна из главных особенностей детской субкультуры заключается в том, что , это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нём (В.Т.Кудрявцев, Д.И.Фельдштейн). В процессе приобщения к ней целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, т. е. активно осуществляется процесс социальной адаптации. В качестве основных задач приобщения дошкольников к детской субкультуре можно выделить следующие: 1) развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения; 2) расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне, построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала; 3) формирование образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем. Возможны следующие формы работы: *презентации жизни детской группы, презентации как личных, так и семейных коллекций. Данная форма работы способствует развитию социальной уверенности и накоплению опыта разновозрастного общения;
*выставки (авторские, тематические). Эта форма работы направлена на трансляцию собственного внутреннего мира и осознание значимости своей личности, а также даёт возможность представить ребёнку ценности культуры на основе принципа поливариантности;
*события и игровые тематические проекты. Включение ребёнка в эти формы работы обеспечивает накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплочённости и эмоционального сближения детей друг с другом;
*совместные праздники детей и родителей, в процессе подготовки и проведения которых создаются условия для гуманизации межличностных отношений.
Формирование готовности к новой социальной позиции- позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе, выражается в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе. Несформированность на этапе дошкольного детства данного новообразования, даже при наличии необходимого запаса учебных умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития, может привести к школьной дезадаптации.
Преемственность - это не что иное, как опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у детей знаний, умений и навыков, расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного на новом, более высоком уровне.
Решить проблему преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи.
В старшем дошкольном возрасте ребенок глубже погружается в мир и с помощью педагогов осваивает его закономерности. Можно утверждать: социальная среда детского сада не только обеспечивает сам процесс социализации посредством воспитания дошкольников, но также способствует раскрытию их индивидуальности.
Образовательная среда детского учреждения способствует реализации всего спектра выбора ребёнка для активизации его социального познания. С одной стороны эффективность обусловлена природной любознательностью ребёнка, а с другой – психолого-педагогические методы и приёмы. Для активизации социального познания необходимы:
*овладение сущностью событий и пространства;
*взаимодействие со значимыми взрослыми;
*определение социальных ролей, актуализированных ситуацией;
Социальные роли - любимая игровая деятельность дошкольников. Играя роль, дети передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности: голоса, пантомимики, мимики, жеста. Дети любят самостоятельно распределять роли, проигрывают их, облачая себя в соответствующие костюмы, используют нужные атрибуты, аксессуары и др. В игре дети возлагают на себя разные социальные роли старших по возрасту, что способствует расширению рамок социального познания. Педагогическое руководство игрой составляет опору для освоения детьми реальной социальной роли.
Режиссерские игры
Игры «Семья», «Магазин» и др. позволяют детям освоить профессиональные и бытовые роли: клиент, покупатель, пациент, родитель и т.д.
Игра «Школа» позволяет ребёнку самостоятельно моделировать будущее, побывать в роли ученика и учителя, (дошкольника и воспитателя и др.)
Развивающее педагогическое мероприятие
Детям раздают листы бумаги, поделённые на квадраты, где символами изображены вопросы-ситуации, касающиеся школьной жизни. Воспитатель просит отметить галочкой квадраты, касающиеся школьной жизни. В заключении надо расставить акценты на ответах большинства, меньшинства и отметить то, что неправильных ответов не было, потому что жизнь школьников очень разнообразна, насыщена событиями и встречами с интересными людьми, которые находятся всегда рядом и помогут детям в их школьной жизни. Главная идея педагогического мероприятия – безоценочность выбора каждого ребёнка, обозначение позитивной перспективы учебного труда, школьной жизни.
Экскурсии в школу
Это традиционное мероприятие в дошкольном мире. Здесь ребёнок может увидеть, как протекает жизнь школьников и учителей, заглянуть на урок, побывать в школьном музее. Ещё одну экскурсию можно провести в каникулярное время, когда в школе тихо, спокойно, нет звонков. В это время можно спокойно познакомиться с пространством школы: побывать в разных кабинетах, где очень ярко представлены науки (химия, география, биология и др.), порисовать мелом на доске, посетить столовую, спортивный зал, библиотеку.
Педагогический эффект выбора социальной роли состоит в следующем: осваивая социальную роль, дети приобретают более полный жизненный опыт, насыщенный новыми яркими эмоциями и содержанием, закрепляют знания новых форм общения и взаимодействия, расширяют словарный запас, приобретают социальные навыки, достигают нового положительного эмоционального состояния.
Важно подчеркнуть: дошкольный возраст сензитивен для социального познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, воображения, речи ребёнка, стабилизацией его эмоционально-волевой сферы. Эти психологические достижения позволяют старшим дошкольникам не только эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать, делать выбор в социуме по отношению к пространству и событиям, значимому взрослому, социальной роли. Целесообразно организованная социальная среда детского учреждения полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает его к новому социальному качеству.
Социализация дошкольников реализуется через организацию различных видов деятельности.
Каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социального развития дошкольников.
Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Следует обратить внимание на планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования при выходе ребёнка – дошкольника в школу.
Социализация представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры.
Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, особое значение приобретает вопрос формирования универсальных учебных действий.
Согласно ФГОС (начальной школы) УУД - совокупность способов действия, благодаря которым ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности.
В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий.
Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий.
Предпосылки УУД у детей при поступлении в школу
|
Планируемые результаты на конец 1 класса
|
умеет положительно относиться к себе, обладает чувством собственного достоинства
|
понимает предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей, умеет оценить себя по критериям, предложенными взрослыми
- положительно относится к школе
|
-умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека
- умеет уважать достоинство других
|
-умеет ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей
- умеет уважительно относиться к чужому мнению
- умеет понимать чувства других людей и сопереживать им
|
- умеет беречь свои вещи
|
- умеет бережно относиться к материальным ценностям
-уважает и принимает ценности семьи и общества
- Любит свою Родину и свой край
|
-умеет взаимодействовать со сверстниками взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, вести переговоры, договариваться в игре, учитывать интересы других в игре, сдерживать свои эмоции в игре
- в обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, партнёров
|
- умеет взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности, договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции
|
-умеет обсуждать возникшие проблемы, правила
- может поддержать разговор на интересную для него тему
|
-умеет обсуждать возникшие проблемы, правила
- может поддержать разговор на интересную тему
|
- умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности
- умеет делать самооценку и себе и своим действиям
|
-умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности
- умеет делать самооценку себе и своим поступкам
|
- Умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах
|
-умеет адаптироваться к некоторым сложным ситуациям
|
Итоговым результатом освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются сформированные интегративные качества ребенка. Интеграция - это процесс с помощью которого части соединяются в целое.
Таким образом, следует, что к 7-ми годам при успешном освоении Программы ребенком достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:
-физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
-любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
-эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
-овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
-способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
-способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
-имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
-овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
-овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Обобщая и сопоставляя требования к выпускнику ДОУ в соответствии с ФГТ и требования к результатам обучающихся начального общего образования в соответствии с ФГОС, мы можем проследить чёткую преемственную связь.
Если разбить планируемые результаты на группы, мы сможем выделить личностные, метапредметные и
предметные результаты.
Требования к выпускнику ДОУ (ФГТ)
|
Требования к выпускнику начальных классов (ФГОС)
|
Личностные результаты
|
|
- физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
- любознательный, активный;
- эмоционально отзывчивый;
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
|
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
|
Метапредметные результаты
|
|
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (коммуникативные результаты)
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (регулятивные результаты)
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту (познавательные результаты)
|
освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
|
Предметные результаты
|
|
сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности
|
освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
|
Подводя итог сравнительному анализу ФГТ (ФГОС) и ФГОС (начальная школа), можно сказать, что оба эти документа тесно связаны между собой. Положено начало к обеспечению преемственности образовательной программы дошкольных образовательных учреждений с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования. Исключается дублирование программных областей знаний, обеспечивается реализация единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства.
Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении. Поэтому успешная социализация детей в детском саду является важным фактором преемственности с начальной школой.
Социальная компетентность в старшей группе
1. Воспитывать доброжелательное отношение, доверие к близким взрослым и сверстникам; развивать умение общаться с разновозрастными детьми, с новым ребёнком в группе детского сада и т. д.
2. Создавать условия для формирования нравственной основы чувства патриотизма как общечеловеческой ценности –любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, людям.
3. Воспитывать интерес к труду взрослых и стремление ценить его общественную значимость, беречь результаты труда, включаться в совместные со взрослыми трудовые действия.
4. Обогащать представления детей о людях, их эмоциональных состояниях, деловых и личностных качествах, использовать для этого игры, упражнения, ситуации для выражения эмоций, установления контактов, взаимопонимания.
5. Создавать условия для эмоционально насыщенного содержательного общения взрослого с ребёнком и детей друг с другом в разных видах детской деятельности, обеспечивать в них ребёнку право выбора роли, игрушки, материалов, возможность самостоятельного принятия решений.
6. Воспитывать у детей умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать свои и чужие поступки, выделять особенности другого человека и самого себя, подводить детей к пониманию последствий своих поступков, их влияния на эмоциональное состояние других людей.
7. Способствовать освоению детьми норм и правил жизни в обществе, в группе, выраженных в понятиях «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо», «нужно».
8. Помогать ребёнку осознать себя членом детского общества («наша группа», «мы»), усвоить правила, установленные самими детьми, которые выражаются в равенстве всех членов группы при получении общих благ(участие в общем деле, пользование играми, предметами, материалами), в праве на обособление в игре, выбор партнёра, объяснить необратимость закона дарения, учить прислушиваться к предложениям и советам других детей, уметь уступать.
9. Помогать в усвоении элементарных правил этикета.
10. Поддерживать в ребёнке уважение к себе, чувство собственного достоинства, способствовать проявлению доброты, отзывчивости.
Социальная компетентность в подготовительной к школе группе
1. Способствовать воспитанию чувства патриотизма –любви к своей семье, детскому саду, родной природе, соотечественникам; осознанию ребёнком себя как гражданина своей страны.
2. Воспитывать положительное отношение ребёнка к окружающим его людям, терпимость (толерантность), уважение к чувствам, мнениям, желаниям, взглядам других детей, умение цивилизованно возражать, убеждать и т. п.
3. Обсуждать с детьми, как по-разному живут люди в России, какие события происходят в разных регионах, как люди помогают друг другу.
4. Развивать инициативу ребёнка в общении со взрослыми, расширять круг общения, формировать способы контакта с малознакомыми людьми, гостями, готовность разговаривать в доброжелательной форме, поддерживать тему разговора, отзываться на просьбу, предложение.
5. Приобщать детей к ценностям сотрудничества с окружающими взрослыми и детьми, помогать осознавать необходимость людей друг в друге, учить планировать совместную деятельность, согласовывать свои действия и мнения с партнёрами, стараться учесть их интересы и потребности, способствовать развитию чувства ответственности за общее дело, данное слово.
6. Помогать ребёнку распознавать переживания близких взрослых и сверстников, понимать причину изменения настроения, способствовать воспитанию отзывчивости, чуткости, доброты по отношению к окружающим.
7. Развивать коммуникативные умения и социальные навыки: высказывая просьбы, поручения, предложения, называть другого человека по имени, смотреть в глаза.
8. Обучать детей налаживанию отношений со сверстниками в соответствии с правилами и нормами, принятыми в обществе и данной группе детского сада: разрешать конфликтные ситуации путём переговоров, искать конструктивные выходы из затруднительных ситуаций.
9. Способствовать овладению элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе, в экстремальных ситуациях (пожар, гроза, опасные предметы), как и в каких случаях звонить в службу спасения.
10. Воспитывать умение прислушиваться к себе: к собственным переживаниям, эмоциональным состояниям, учить использовать социально приемлемые способы выражения негативных эмоций, воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, поддерживать уверенность в себе («Я могу!»), потребность в признании окружающими людьми («Я хороший!»), проявлении самостоятельности, помогать ребёнку анализировать и адекватно оценивать свои возможности в различных видах деятельности.
|